ГлавнаяПубликации в СМИПодборка СМИPiter.tv: Передача Исаакия РПЦ: почему собор встал между горожанами и властью
Подборка СМИ
Piter.tv: Передача Исаакия РПЦ: почему собор встал между горожанами и властью
22.03.2017 76 0.0 0

Накануне появилась информацию о том, что музею-заповеднику Исаакиевский собор предложили вывести все экспонаты до Пасхи. Директор Исаакия Буров сказал, что это нереальный срок. А в Минкульте заявили, что перенесение музейных объектов может начаться только с передачей собора РПЦ.

Во вторник, 14 марта, РБК со ссылкой на источник в министерстве культуры сообщило, что Смольный предложил вывести все музейные экспонаты до Пасхи. В музее-заповеднике находится 25 тысяч объектов, которые просто невозможно перевезти за такой короткий срок. Об этом в эфире радио "Эхо Москвы" сказал директор учреждения Николай Буров.

Позже представители Минкульта разъяснили РИА Новости, что перевозить куда-либо экспонаты до официальной передачи собора РПЦ невозможно. Кроме того, Буров сказал, что никакого официального распоряжения не получал.


Возможен ли компромисс?


Один из организаторов общественной кампании #Исаакийгороду Полина Костылева вместе с коллегами выступает за поиск компромисса. Сосуществование музея и храма вполне возможно.

- Хотим провести обсуждение путей выхода на независимой площадке. Хочется позвать музейщиков и церковь. Сделать это не в политическом формате: референдум, против власти. А в формате общественного обсуждения. Мы за соработничество. Никакой конфронтации быть не должно, - уверена Полина Костылева.

Пара месяцев резких высказываний ведет к тому, что церковь и музей могли бы вернуться к старым договорам. В 2005 году Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" и Санкт-Петербургская епархия подписали соглашение о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса. Службы проводятся ежедневно. В музее говорили о том, что готовы обсуждать с РПЦ расширение их деятельности в соборе. Оргкомитет кампании "Вставай на защиту Исаакия" сходится во мнении, что конфликт создан искусственно.

- Потому что реальных причин для разногласий между музеем и православными сейчас нет. Деньги от работы музея есть, памятник в целости и сохранности, а верующие свободно проводят в соборе свои религиозные обряды – это лучшие показатели эффективности нынешнего музейного статуса Исаакиевского собора, - считает член совета движения "Открытая Россия" Вадим Суходольский.

Сразу после новогодних праздников в Петербурге появилась тема для жарких споров, перетирании в СМИ и, главное, гражданского недовольства. В январе 2017 правительство Северной столицы объявило, что Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" собираются передать Московскому патриархату Русской православной церкви.

10 января 2017 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко объявил, что Исаакиевский собор будет передан в пользование Русской православной церкви. Это запустило череду заявлений, акций, петиций и т.д.


Откуда появились недовольные горожане


Полина Костылева – председатель петербургского отделения "Партии Прогресса", но просит называть себя одним из организаторов общественной кампании #Исаакийгороду. Она ходила со своими детьми во все соборы музея-памятника "Исаакиевский собор". Говорит, что от каждой экскурсии остались самые приятные впечатления. Поэтому подчеркивает, что выступает в кампании только как гражданин. О заявлении губернатора Петербурга о полностью решенном вопросе передачи Иссакия церкви узнала из СМИ. Полина вместе с гражданским активистом Федором Горожанко создала "буквально на коленке" сайт с петицией против передачи. За первые сутки свои подписи там оставили 10 тысяч человек, за два месяца число выросло до 33 тысяч.

 

По словам политика, #Исаакийгороду позволил людям собраться вместе на одной площадке и увидеть, что несогласных с решением властей города немало.

- Мы за светское государство, за просвещение, за компромиссы. Мы идем на соработничество с церковью в культурном аспекте. Без темы: Полтавченко – нет, - подчеркивает Полина Костылева.

В один день с петицией появился и оргкомитет кампании "Вставай на защиту Исаакия". В него вошли представители нескольких оппозиционных партий и общественники. Член совета движения "Открытая Россия" Вадим Суходольский стал одним из участников комитета. По его словам, депутат Законодательного Собрания города Максим Резник призывал горожан объединиться для защиты музея еще до новогодних праздников. А первая встреча прошла уже 10 января.

- Многие из выходивших на акции протеста говорили, что заявление Полтавченко их оскорбило. Для людей возмутительна и непонятна форма принятия такого важного для города решения. Почему вопрос не обсуждали с горожанами, не спросили их мнения?

28 января прошел первый митинг против передачи Исаакиевского собора церкви. Организаторы дважды подавали заявку. Однако их отклонили. Поэтому недовольные горожане на Марсовом поле собирались в формате встречи с депутатами. По данным полиции, мероприятие собрало около двух тысяч человек.

Исаакий в кольце и крестный ход


Следом за первым митингом на Марсовом поле последовал ответ от сторонников передачи. Депутат Госдумы Виталий Милонов подавал запрос на крестный ход от Казанского собора до Исаакиевского, однако ему отказали. В итоге 12 февраля священники и миряне с хоругвями совершили ход вокруг самого собора. В шествии разные источники насчитали от тысячи до полутора тысяч участников. В колонне был замечен и сам Милонов.

Анонимный представитель епархии считает, что споры вокруг Исаакия – это нормально. Но обеим сторонам стоит следить за высказываниями и поведением, чтобы не развязать вражду

- Собор не должен превращаться в арену для ненависти. Перед Богом мы все равны. А максимализм в противостоянии не приведет ни к чему хорошему.

В это же воскресенье акцию у собора провели и противники передачи. Политики, активисты и обычные горожане пришли к Исаакию с синей лентой на одежде. Такой же символ использовался, когда в Петербурге протестовали против Охта-Центра на берегу Невы. Участники взяли здание храма в живое кольцо.

Через неделю, 19 февраля, прошел второй крестный ход. На этот раз, по официальным данным, передачу собора РПЦ поддержали 8 тысяч человек.

Были и другие акции. Участники движения «Весна» 21 февраля вышли на Малую Садовую, чтобы визуализировать результаты опроса "Фонда политической культуры". По его данным, 57% горожан высказались против передачи Исаакиевского собора церкви, поддержало инициативу только 12%. В двух прозрачных урнах лежало 57 и 12 бюллетеней соответственно, а сверху развернули большой плакат с надписью: "Референдум".

- Лично мне кажется, что ситуация с Исаакиевским собором актуализировала градозащитную повестку. Прошлая волна градозащитного движения давно спала, его участники разбежались по своим локальным инициативным группам или вообще отошли от дел. А сейчас люди вновь объединяются вокруг общей проблемы, - считает федеральный координатор от Петербурга движения "Весна" Богдан Литвин.


Претензии горожан к церкви


Петербургский историк и член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Михаил Медведев как только услышал о митинге на Марсовом поле, решил пойти туда с иконой. Он уверен, что большая часть несогласных негативно относится к церкви. А заявления поддерживающий передачу только усугубляли это. О своем намерении историк рассказал своим друзьям, а те своим. Так Михаил Юрьевич узнал, что достаточно много православных не одобряет сложившейся ситуации. Поэтому он создал сообщество "Православные – за Иссакий как собор и музей".

- Как бы мы не хотели, чтобы церковь была первой во всем. Но хороший батюшка не сможет заменить хорошего музейщика, - говорит Михаил.

Может быть, найти священнослужителя, который уследит за историческим зданием должным образом и возможно. Но, по словам Михаила Юрьевича, Исаакиевский собор слишком ценный объект для истории религии и архитектуры, чтобы надеяться на чудо и искушать Бога.

Протестующие опасаются, что Исаакиевский собор станет недоступным для посетителей, музейная деятельность прекратится, а церковь не справится с содержанием памятника.

Помощник по социальному служению в Красногвардейском благочинии и благочинии храмов в вузах Алексей Виноградов согласен, что духовенству будет трудно сохранять Исаакий:

- С одной стороны, храм должен быть храмом, в нем должны проходить богослужения и, что не менее важно, быть приходская жизнь, с воскресной школой, просветительскими проектами, помощью нуждающимся и т.д. Другой вопрос, сможет ли церковь содержать этот собор. Очевидно, что нет, поэтому и просят помощи у государства, что справедливо вызывает негодование у части общества, не причисляющей себя к верующим.

Анонимный представитель епархии добавляет, что церковь на примере других храмов уже доказала, что может следить за историческим имуществом.

- Я могу понять переживания горожан. Однако есть немало исторический памятников, которые церковь успешно сохраняет. Просветительская часть программы соборов только выигрывает, когда за ней следит человек, близкий к православию.

Московский патриархат публикует заявление патриарха Кирилла о ситуации с собором. По его мнению, именно верующие во многом создавали культурное наследие страны.

- Возвращение права самостоятельно хранить свои святыни не может представлять никакой угрозы, а лишь вдохнет подлинную жизнь в памятники, в еще большей степени сделает их средством народного просвещения. Это будет продолжением трудов достойных музейных работников, с личным участием многих из них.

Исаакий как повод


- Как мне кажется, для участвующих в этом людей, которые ходят на массовые акции или собирают подписи, собор стал лишь ярким поводом, - считает Богдан Литвин. Участник движения "Весна" думает, что у горожан давно копилось недовольство политикой городских властей.

- Люди не пассивны. У них немножко выученная беспомощность. Люди привыкли, что от них ничего не зависит. Кажется: Зачем я пойду, буду мерзнуть. Ничего же не изменится. И только когда что-то уж совсем вопиющее, они выходят. Чаще всего это какие-то не материальные вещи, - считает Полина Костылева.

Примерами таких крайностей в Северной столице можно назвать ситуацию с 31 больницей и Охта-Центром. Когда городскую клиническую больницу для онкобольных в 2013 году внесли в список кандидатов для обслуживания Верховного суда Росссии, многие горожане вышли на акции протеста. Появились петиции, городской коордиционный штаб, прошел марш на Марсовом поле. В основном в акции принимали участие представители разных движений и партий. Однако больницу удалось отстоять.

Еще раньше горожане вышли протестовать против бизнес-центра на берегу Невы. Когда петербуржцы все теми же методами выдворили башню "Газпрома" с Малой Охты. В результате небоскреб из Красногвардейского районе перенесли в Приморский.

Но чаще горожане выходят на улицы и создают петиции уже после того, как что-то происходит. Власти зачастую не прислушиваются к населению. Сначала принимается решение. Потом о нем узнают массы. А уже потом люди высказывают недовольство этим решением. В Петербурге 2017 года – это Исаакиевский собор. А в других городах может быть перерабатывающий завод, трасса через природные зоны. Например, строительство платной трассы через Химкинский лес или Томинского ГОКа в Челябинской области.

Автор: Ася Романенкова

Источник: http://piter.tv/event/Minkul_turi_nazvalo_usloviya_vivoza_eksponatov_iz_Isaakievskogo_sobora/

Читайте также:
Комментарии (0)
avatar